& R1 N, ^* @. X' S3 c! _ 1. 主动形动词在句中说明名词,在性数格上与被说明的名词一致,做一致定语。例如:1 h: M8 s+ Q! |
— Я вижу играющих детей.
( m. e; J( u A — Сидящая девушка о чём-то думает.
: {- C! g5 T1 p3 w 2. 形动词和动词一样可以要求一定的格,也可以被副词说明。形动词和说明他的补语,状语一起组成行动词短语。例如:читающий книгу мальчик, прилежно занимающийся парень. H G; x: {1 G2 r$ h
3. 主动形动词及其短语在句中的位置
* `8 Z3 i! l& k& r. W# K i. 单一的主动形动词通常放在被说明的名词之前做一致定语。例如:
6 C: h# \( e: z* l4 a — Знаете ли вы тех играющих мальчиков?/ ~# B5 ]7 o& \5 |
— Нам известно имя выступающего артиста.7 u" n" Z! y4 Y& u+ U
ii. 形动词短语可以位于被说明名词之前或之后,位于后面时,要用逗号与被说明的名词隔开。例如:
- N% {" e7 F7 Y% [) X — Я часто помогаю сидящей у окна декушке.1 Q4 B: v+ i0 |# p# c
— Вчера мы были в гостях у переводчика, недавно вернувшегося из-за границы.; Y7 c0 Y) v+ f$ Y
iii. 形动词短语也可以放在句子中,被说明的名词之后,此时,前后都要用逗号隔开。例如:
4 Y6 a# f1 l W" B W& g$ {: R — Декушка, поющая песню “Подмосковные вечера”, моя соседка.
- N! w& P, p' k0 z — Человек, шедший впереди меня, хорошо говорит на русском и на английском языках.9 L& D6 @" o8 m2 z* c" v5 Q1 }) D- N
4. 现在时主动形动词所表示的动作-特征与句中谓语所表示的动作是同时的,而动词谓语可以用各种时间。例如:
5 i7 h. Y* Y- `- [ — Об этом я говорю студентам, занимающимся в этой аудитории.# ?; N! t& B1 {0 R. C( P
— Об этом я говорил студентам, занимающимся в этой аудитории.
! a0 D* M) n6 H7 y* o6 H — Об этом я буду говорить студентам, занимающимя в этой аудитории.
0 [5 Y/ ?6 I& K/ z 过去时主动形动词所表示的动作-特征是句中谓语所表示的动作之前存在或完成的。例如:+ J! U9 R; @3 W
— Учитель помогает ребятам, часто делающим ошибки.
4 X4 v' [' f4 V, I) q — Учитель помогает ребятам, часто делавшим ошибки.
9 X1 n: N9 @7 T* J: z+ ^- q — Учитель помогает ребятам, сделавшим ошибки.
S# E, m0 v" ^& S+ _7 u( z' Q# a — Разошлися по домам люди, прешедшие с соревнований.! T' y/ m! q4 a$ ~: O: M- M0 |1 N( U% k- @! e
— Расходятся по домам люди, пришедшие с соревнований.% s0 ? p% l _ g2 q, a
5. 带который的限定从属句替换主动形动词短语
( {6 d& t: i9 n: p9 _2 A4 V- X 当主动形动词短语位于被说明的名词之后时,可以用带联系用于который的限定从属句替换。替换时,который用第一个形式作从属句中的主语,性和数与被说明的名词相同,从属句中动词谓语的时和体通常应和主动性动词的时和体相同。例如:( m! X+ B5 D1 S5 h9 ^ Y$ w* r
— Студенты, разговаривающие в коридоре, учатся на математическом факультете.——Студенты, которые разговаривают в коридоре, учатся на математическом факультете.
* \8 t$ S' S, f5 m — Студенты, учившиеся у нас, скоро уезжают за границу.——Студенты, которые училися у нас, скоро уезжают за границу.2 v$ o4 t% n6 Q: ?
— Мы не забудем героев, погибщих на войне.——Мы не забудем героев, которые погибли на войне. |