$ _9 E; `/ D0 N0 J3 _ Слово 《скульптура》 латинского происхождения. Первоначально оно обозначало вырубание, высекание, ваяние фигур из твердых материалов. Позднее этим словом стали обозначать и произведения, создаваемые посредством лепки.0 u1 A* k( b. B* D
В скульптуре главное выразительное средство - объемная форма. Это и дает возможность использовать при ее создании такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень.- z a8 _. ?, J7 g2 F$ f% m
До нас дошло большое количество скульптурных произведений разных народов и эпох. Широко известны статуи и барельефы Древнего Египта, Индии и Америки. Античная Греция подарила миру бессмертные произведения выдающихся ваятелей - Фидия, Мирона, Поликлета. Замечательные древнерусские мастера оставили нам прекрасные образцы деревянной скульптуры. В скульптуре все должно быть выражено самой фигурой, ее движением. 8 v# {5 U$ c C: T Скульптура бывает круглой (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной. В круглой скульптуре ваятель может ограничиться только 《маской》 (лицом), головой без затылка. Может изваять голову или погрудный бюст с плечами, может изобразить полуфигуру (до пояса) или человека в рост - статую. Многофигурная композиция называется скульптурной группой. " B$ L' f/ H8 Y8 n Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-либо фоне. Если фигуры выступают на плоскости фона менее на половину своего объема,- это барельеф, если более чем на половину - это горельеф.7 _; g" ]* x" U m) h" d% A
Произведения скульптуры, как и живописи, делятся на станковые и монументально-декоративные. Последние являются обычно компонентом архитектурной композиции отдельного здания, моста или целого ансамбля - площади, парка.) T! J; i' Q$ r& {% {4 _& @
Для декоративной скульптуры малых форм издавна используются редкие камни, великолепные по цвету и узорам своих структур; яшма, халцедон, нефрит, аметист. В Китае и у нас на Крайнем Севере издавна используются кость, рог. + D6 j6 h9 D; k& ~( l5 k2 N Миниатюрная скульптура имеет свои специфические черты. Миниатюрность придает произведению легкость, игрушечность. В такой скульптуре не могут быть воспроизведены серьезные драматические сюжеты. Здесь наилучшим образом воплощаются образцы птиц и зверей. " P7 O, N3 [$ Y3 O* g; \0 u Высекание, вырубание скульптуры - дело сложное. Более доступный способ - лепка, а наиболее подходящий для этого матери ал- глина. В последнее время все чаще используется и пластилин. При создании миниатюрных произведений употребляют и чистьте воск. Но произведения из мягких материалов недолговечны, поэтому их переводят в гипс, бетон или металл. Этим занимаются форматоры.