7 h' d7 \* X; [9 [6 X/ { b+ s
Соотношение между цивилизацией и культурой - один из актуальных и 《не проясненных》, вызывающих острые дискуссии, вопросов нашего времени。 Слово 《культура》 (от лат。 возделывание, воспитание, образование) вошло в сферу европейской мысли лишь во Ⅱ-й половине ХⅢ в。 .хота представления о культуре обнаруживаются на разных этапах как европейской истории, так и за ее пределами, В 《пайдейе》,т。е。 《воспитанности》,эллины видели свое главное отличие от ,некультурных варваров? .В настоящее время насчитываются сотни определений культуры - в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения .Не вдаваясь в подробный анализ, отметим лишь некоторые подходы к осмыслению феномена культуры, что дает нам возможность рассмотреть связь культуры и цивилизации: 5 X* ]! p+ Q3 ^9 p; ] 1. Деятельностный подход, в рамках которого культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как своего рода ?социальный ген? жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека。 W3 t x3 c7 h0 J, o
2. Аксиологический и (ценностный) подход связан с выделением мира ценностей в бытии человека。 Культура выступает в данном случае как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека。 9 N! \5 ?* B4 H/ _# K0 [& T2 L( ?2 _% F 3.Семиотический подход к культуре заключается в ее способности выступать в качестве знакового механизма передачи опыта через определенный социокод т。е。 знаками закрепленную совокупность деятельностных схем。 Эти схемы обеспечивают социальное наследован。, (по биологическим программам не передаются), человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельности и т。д。 ( o$ y+ t) J8 e* G7 I$ u* Y" d" D 4.Социологический подход представляет культуру как социальный институт, который определяет роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической), в конкретной системе общественных отношений。 . l' a2 K, }9 @% v7 P- r1 l- H 5.Гуманитарный подход выделяет в культуре аспекты, направленные надуховно-нравственное совершенств ванне человека как субъекта культуры。& U# V) ?: r& M$ U
Этим не исчерпываются многообразные подходы к трактовке культуры, они взаимодополняют друг друга, позволяя дать более полное описание этого сложного феномена。 В нашей литературе наиболее часто культура рассматривается через призму деятелъностного подхода。 При таком подходе культура - это своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, к самому себе и другим людям。