! q' [* T1 J- H) @0 [6 B Работы мастеров древнерусской живописи относятся к периоду с XI (одиннадцатого) по XVII (семнадцатый) век. Написанные на деревянных досках ( иконы) и созданные на стенах церквей (фрески)-многие из них сохранились, дошли до нашего времени. В них отразились размышления художников о жизни и смерти, о мире и справедливости, о материнской любви. * h& _ E; G( n& i0 C Имена древнерусских живописцев одиннадцатого- тринадцатого веков для нас неизвестны, но уже в XIV (четырнадцатом) веке на Руси работало несколько мастеров, ела пившихся среди современников своим искусством.; P# ~6 J! _8 r8 E( P
Феофан Грек принадлежит к числу выдающихся художников своего времени. Впервые его имя упоминается в 1378 году, когда он работал над фресками церкви Спаса-Преображения в Новгороде. В Москве вместе с учениками Феофан Грек расписывает Архангельский и Благовещенский соборы Кремля. Каждый персонаж, созданный живописцем, - незабываемый человеческий образ. С невиданным до сих пор мастерством поверх основного коричневого теша лица над бровями, под глазами художник наносит светлые мазки, создавая впечатление выпуклого изображения.: K; t, _/ V2 l' p8 M; a# d
До нашего времени работы Феофана Грека почти не дошли но его творчество оказало огромное: влияние на дальнейшее развитие древнерусской живописи.' [7 L& D% _9 D. S8 e8 Y5 y% Q
Имя другого русского живописца Андрея Рублёва 《русского Рафаэля》 - сразу после его смерти стало легендой. Мы точно не знаем ни даты рождения, ни даты смерти его. известно только, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Вместе с другими мастерами Андрей Рублёв выполнил иконы в Благовещенском соборе в Кремле, В Троицком соборе в Сергиевом Посаде , в Успенском соборе во Владимире. Уже современники высоко пенили его картины на безупречность композиции, таинственную одухотворенность, высокое мастерство исполнения 《дымом писано》. ) E' I& Z2 ~1 b* w; Z( V* T Икона《Троица》, получившая всемирную известность, создавалась художником незадолго до смерти в 1411 - 1412 годах. Сюжет её традиционен: на картине изображены три ангела со странническими посохами, в центре картины-чаши. Основа композиции картины - фигура ангела, сидящего посередине. Наклон его фигуры повторяется в изгибе дерена и очертаниях горы у него за спиной. Античные лица ангелов полны идеальной неземной красоты. Каждое лицо 《Троицы》 неповторимо, и вместе с тем все они составляют одно целое. 6 Z0 N$ j& q* a1 ?& Y& [. ^ От картины исходит удивительная гармония. Крутой замкнутая композиция помогает раскрыть сложное философское содержание работы. В 《Троице》 художник воплотил идеал с эпохи, идеал человеческих взаимоотношений - жить в мире и единстве.9 L* w1 y2 s" q8 c: Y1 |# L, F. E" d
К северо-востоку от города Кириллово Новгородской области стоит Ферапонтов монастырь. Каким-то чудом почти в полной неприкосновенности сохранились в соборе монастыря фрески- уникальный памятник древнерусского искусства. Согласно надписи фрески исполнены мастером Дионисием со своими сыновьями в 1500- 1501 годах.