/ ~) X0 r, c* W8 J8 {; m. G% \( W
Вечные и временные5 h) @) y5 X8 y- T- N+ Z4 f7 C- M
Речь пойдет о таком жанре замечательном, как документальное кино. Документальное кино существовало на государственном телевидении. И это была некая ?белая косточка? .Например, у нас тогда еще в городе Горьком была главная редакция кинопроизводства . Там был Юрий Бес палов, Владимир Гладышев, одно время там работал Александр Сокуров. У них был собственный бюджет. Они могли долго-долго писать сценарии, они могли монтировать по два месяца, а потом сдавали большому художественному совет; свой большой документальный фильм. И для нас, начинающих тележурналистов, эти фильмы становились встречами с настоящей профессиональной работой. Тогда еще я не догадывалась, что эти люди заботились о вечном, в то время как мы занимались повседневностью. А это действительно так…… .Многие из этих 《вечных》 фильмов из-за давления пропаганды прожили на самом деле очень не долгую жизнь. А вот маленький фильм Юрия Борисовича Беспалова 《Мы - кузнецы》 пережил все эпохи, всех правителей и все на свете. Потому что это была настоящая работа вне пропаганды и строя. Это была песня 《Мы- кузнецы……》, фотографии настоящих работяг и детский хор, который шел по городской площади и репетировал. Не было никакого заказа, но зато была в фильме цепочка, которая говорила о связи поколений образно, без единого слова. Эта кино, на котором учатся до сих пор тележурналисты во вгике. А другой фильм того же Беспалова 《От деревни до деревни》 с рассказом о знатных колхозниках умер. Оказалось, что лишь те фильмы, которые сделаны с интересом к человеку - они вечны. , T9 C+ A2 p0 g" ~ Три в одном, k5 b" e( J$ x3 N; O
Эти размышления не просто так…… Сначала как член жюри большого ТЭФИ я отсмотрела целый ящик кассет по номинации 《Документальный фильм》(а это ,между прочим 20 часов просмотра!) .Но в ворохе кассет страшно было пропустить региональные программы, которые не так узнаваемр.1,как федеральные, а потому могут просто затеряться .И вот среди работ, представленных в номинации 《Документальный фильм》,мне попалась программа 《Извините, что живу》 Погребного из Кирова. ; J z$ `* R/ S/ s& {7 R Работа большая,50 минут. Это настоящее документальное кино: исследование, монолог. Там нет никакого закадрового текста. Это кино! Про реального человека в реальный момент жизни. Как мы понимаем, что перед нами: кино или не кино? Когда вся программа - гораздо больше, чем просто информация. Когда происходящее на экране затрагивает все струны души. Когда каждый кадр заставляет думать. И ничего нет навязанного. Для меня вот это и есть кино. Как-то я разговаривала с одним хорошим киноведом, который сказал, что ему достаточно посмотреть три минуты фильма, чтобы определить его качество. Я сначала подумала: 《Какой ужас!》 А потом поймала себя на том же самом. Кино узнается сразу. Иногда переключаешь каналы на телевизоре, и вдруг тебя что-то завораживает. Ты не понимаешь отчего (потому что на экране может ничего и не происходить!) ,но чувствуешь. А когда посмотришь до конца, узнаешь - это, оказывается, был фильм известного режиссера. Это Феллини или Висконти, где каждый кадр не спроста……