7 e% C' V8 d. ]
Елена Ивановна Рерих (Шапошникова), жена философа и художника Николая Константиновича Рериха, родилась 12 февраля1879 года в знатной дворянской семье в Петербурге. С ранних лет девочка проявила необычайный интерес к знаниям, к философии, проявила недюжинные музыкальные способности. Уже в юности она заметно выделялась среди сверстниц обаянием, красотой и необычностью душевного склада. Вот портрет Елены Шапошниковой примерно в двадцатилетнем возрасте, сделанный ее младшей современницей: ?Полная изящества, женственности, грации и какого-то внутреннего обаяния всего ее облика, она невольно притягивала к себе все взоры. У нее были роскошные светло-каштановые, с золотым отливом волосы и пышная прическа по моде того времени, прелестный небольшой ротик, жемчужные зубы и ямочки на щеках ; когда она улыбалась, а улыбалась она часто, все лицо ее освещалось теплом и лаской. Но что было самое примечательное в ее лице - это ее глаза, темно-карие, почти черные, миндалевидные, продолговатые, как бывают у испанок, но с другим выражением. Это были лучезарные очи с длинными ресницами, как опахала, и необычайно мягким, теплым, излучающим сияние взглядом?. ! Z' U7 m) O5 w Светская жизнь, в которую пытались втянуть ее родственники, не могла стать для юной одаренной натуры сколь бы то ни было серьезным увлечением. По свидетельству людей, близко ее знавших, она с юности мечтала выйти замуж за человека искусства, чтобы всю жизнь помогать ему, вдохновляя на высокие цели. И вот ее мечта, вызывавшая скептические усмешки родственников, сбылась: в 1899 году Елена Шапошникова знакомится с молодым, но уже достаточно известным художником Николаем Рерихом и через два года венчается с ним в церкви Петербургской Академии художеств. ; _2 e7 p) X+ X3 T+ _ Семейные заботы и воспитание детей, которому Е. И. Рерих придавала огромное значение, не выключили ее из творческой деятельности. В ближайшие после свадьбы годы она вместе с мужем совершает несколько длительных путешествий по русским городам, овладевает искусством реставратора старинных полотен, участвует в археологических раскопках. В это время она начинает изучать философские учения Востока. Постепенно ее искания сосредоточиваются вокруг представлений, легенд и малоизученных, но реальных фактов, связанных с ?сердцем Азии? - священной страной Востока и обителью общечеловеческого братства - Шамбалой. 8 D1 t0 {8 r. H, L) M Рерихи принимают решение посвятить свою жизнь задаче сближения культур - отечественной и Востока. Они задумывают совершить большое путешествие в Индию, на Тибет и в Монголию, чтобы подтвердить вызревшую у них гипотезу о глубинном родстве индийской и русской культур, обогатить Отечество восточными сокровенными знаниями о человеке и Вселенной, приблизиться к твердыням священной страны. 6 r6 V0 B: [2 x* T9 n" G+ I( C, b Рерихи не считали себя эмигрантами. Вместо легко-достижимой обеспеченной жизни, вести которую вполне позволяли и доход, и всемирное признание художника, Николай Константинович и Елена Ивановна предпочли нелегкую судьбу странников убежденных что 8 B1 s/ y) a( o" O Результаты будущей экспедиции рано или поздно перейдут в распоряжение Отечества.3 ^7 R* m3 }! {8 `' Y" W$ R1 O
Путь в Индиго растянулся на несколько лет и пролег через промежуточные пункты - Англию и Америку , где Елена Ивановна с Николаем Константиновичем вели большую просветительскую работу по пропаганде русского искусства и созданию международных культурных учреждений. Уже во время пребывания в Европе интенсивная внутренняя жизнь Е. И. Рерих, напряженные духовные поиски и непрерывная настроенность на постижение глубинной мудрости Востока вызвали к жизни первые записи нового учения Живой Этики, впоследствии составившие его начальную книгу ?Листы сада М……?