! v$ g& I% x3 V2 r3 y/ G4 Z, J Лев Толстой。 "Ответ на определение Синода от 20-22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма"
- t8 q9 t8 R, |7 J2 J3 m Л。Н。Толстого
& } A) b- s% c% V" W 4 апреля 1901 года Лев Николаевич Толстой, изменив своему первоначальному решению не реагировать на отлучение от Церкви, ответил Синоду。 В этом ответе даже спустя многие годы хорошо читается ясная и твердая позиция писателя。3 ^0 u4 B u1 v
Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты - одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают меня поверить в то, во что я не переставал верить, третьи выражают со мной единомыслие, которое едва ли в действительности существует, и сочувствие, на которое я едва ли имею право; и я решил ответить и на самое постановление, указав на то, что в нем несправедливо, и на обращения ко мне моих неизвестных корреспондентов。
# B. Z7 f+ R& X1 F$ O Постановление синода вообще имеет много недостатков; оно незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к бурным чувствам и поступкам。1 A2 v+ r* N" k. V, i- p; b, R2 N9 t0 R
Оно незаконно или умышленно двусмысленно потому, что если оно хочет быть отлучением от церкви, то оно не удовлетворяет тем церковным правилам, по которым может произноситься такое отлучение; если же это есть заявление о том, что тот, кто не верит в церковь и ее догмата, не принадлежит к ней, то это само собой разумеется, и такое заявление не может иметь никакой другой цели, как только ту, чтобы, не будучи в сущности отлучением, оно бы казалось таковым, что собственно и случилось, потому что оно так и было понято。* Z5 Z% W3 X6 ]0 o V1 s. H
Оно произвольно, потому что обвиняет одного меня в неверии во все пункты, выписанные в постановлении, тоща как не только многие, но почти все образованные люди в России разделяют такое неверие и беспрестанно выражали и выражают его и в разговорах, и в чтении, и в брошюрах и книгах。
1 {' J x1 I' M. p- k: o Оно неосновательно, потому что главным поводом своего появления выставляет большое распространение моего совращающего людей лжеучения, тогда как мне хорошо известно, что людей, разделяющих мои взгляды, едва ли есть сотня, и распространение моих писаний о религии, благодаря цензуре, так ничтожно, что большинство людей, прочитавших постановление синода, не имеют ни малейшего понятия о том, что мною писано о религии, как это видно из получаемых мною писем。 |