" F8 Q) a$ K" w# y4 z& }7 t' H
一、мочь — уметь8 E) N7 t( A/ a& ~0 ^
мочь和уметь都是辅助动词,在句子中与动词不定式连用,作动词合成谓语。
2 [5 o+ ` p a9 k7 H 这两个动词的意义很相近,有时甚至可以互相替换。
, ?! ] i; h# S. m 下面先分别说明它们的意义和用法,然后再进行对比。' R# h" J/ j: t0 m" V: U
I.мочь可以表示:+ d9 b( w2 [9 z4 y8 u
1.有(没有)能力、会(不会)做某事,例如:8 E& |+ S9 z, p+ O; I6 a3 Q& H3 u
Мой брат может говорить на пяти языках.我哥哥会说五种语言。
1 A- b6 J+ S) A4 h Я могу работать в библиотеке 8-10 часов в день.我能在图书馆一天工作8—10个小时。
; f$ b' {: t& Y+ E Я никак не могу понять этого человека.我怎么也了解不了这个人。7 z& B0 J, W4 k. @7 f
2.能(不能)够、有(没有)力量做某事,
" i" d0 R# Y3 t 例如:1 m- w3 l2 Q1 X% @
Даже ребенок может поднять этот рюкзак.就连小孩子也能提得动这个背囊。8 A6 v& i$ a' i% ?" e2 |7 \: y
Он очень силен : может согнуть подкову.他力气很大,能把马掌弄弯。) Q, o; u" I6 Y( {+ R
3.客观上有(没有)可能、有(没有)条件做某事,8 T3 Q; Z- A2 ^/ Q
例如:( L U6 e: Q) B5 @) w2 `
Я не могу сегодня петь: у меня болит горло.+ J9 q b0 R7 z; J6 F
我今天不能唱歌,我嗓子疼。
; q; O2 S3 c- {4 N# c Сегодня бригада может отдохнуть, так как идёт дождь.% P/ B# h' A& \( j- C4 @
由于下雨,生产队今天可以休息了。6 ?& W# J, }, Y% |0 O0 N0 |
У меня есть время, и я могу вам помочь.我有时间,我可以帮助您。
$ Y2 S0 [5 _: L) z2 Q7 ^/ o/ Q 4.有(没有)可能发生的事,
3 ~+ Z% m2 S- N- N, A7 C 例如:
/ |( }( r- V. F Может пойти дождь.可能要下雨。# h& q: k0 s; T, X
Телеграмма может прийти в любую минуту.电报随时可能来。
0 i% f* g, `; j% |6 X, \8 @6 R { Почтальон может не застать меня дома.邮递员可能赶不上我在家。& S/ q" H( Y* |( v: _7 A' a
5.被(不被)许可、准(不准)许做某事,( ?# C1 v' F2 s6 C
例如:
8 M# e, @+ E* o" e @ Мать сказала, что мы можем остаться здесь еще на день.母亲说我们可以在这里再呆一天。
4 g4 \5 g7 J# O7 j3 N/ D Ребёнок не может читать при таком слабом свете.小孩子不能在这么微弱的光线下看书。
9 E9 @- v2 i& c& G, n Урок окончен, вы можете идти.课结束了,你们可以走了。
4 q/ p3 O( v/ ~# Q4 n II.уметь可以表示:2 C4 D1 \& d A! i( ~" W) s
1.因有(没有)知识、熟巧和天才而会(不会)做某事,
# j3 j8 ^! h9 t% k" q3 G8 s% S 例如:# C/ ]6 x+ w. \* R
Этот пастух умеет подражать пению птиц.这个牧童会模仿鸟叫。
9 }+ c$ K9 T3 L$ m" r2 l" o Рассказывать он не умел и не любил.他不会也不喜欢讲故事。. y. U- y/ u8 V6 N' H% v& P
Вы умеете обращаться с магнитофоном?您会使用磁带录音机吗? |