2 V3 _9 n) h9 o# A 一、мочь — уметь
+ V$ W, a8 C' B( d8 n3 H' ?$ T мочь和уметь都是辅助动词,在句子中与动词不定式连用,作动词合成谓语。2 v$ t8 Y# U3 x, B2 z' ]
这两个动词的意义很相近,有时甚至可以互相替换。* S- j# F% X% ^4 z+ w
下面先分别说明它们的意义和用法,然后再进行对比。- F' T( j6 ?, m1 o4 T
I.мочь可以表示:
5 N! z) A# G3 s$ m 1.有(没有)能力、会(不会)做某事,例如:9 h* I- E' z# f$ T6 }' r6 f, Q
Мой брат может говорить на пяти языках.我哥哥会说五种语言。
- i+ e7 V7 s3 r( @% Y* K9 O9 ^: L Я могу работать в библиотеке 8-10 часов в день.我能在图书馆一天工作8—10个小时。
% k# A3 O$ g2 Z; o6 } Я никак не могу понять этого человека.我怎么也了解不了这个人。
0 I0 ], \) c, E3 Z0 v0 ^$ i 2.能(不能)够、有(没有)力量做某事,& \9 g% L- O5 T n# o" I s
例如:; q+ C# l6 h- ]0 |) z
Даже ребенок может поднять этот рюкзак.就连小孩子也能提得动这个背囊。" V3 g2 X3 [1 d( @
Он очень силен : может согнуть подкову.他力气很大,能把马掌弄弯。
8 L. |6 o2 \, \2 k. I 3.客观上有(没有)可能、有(没有)条件做某事,
5 M) O) b# b( a+ I$ D; i6 K 例如:
* s4 t/ L& H+ U2 y, H# d) x Я не могу сегодня петь: у меня болит горло.
) ?( I3 Y0 _ i% J) J( Z 我今天不能唱歌,我嗓子疼。
# ~) l, ]' L+ S+ L Сегодня бригада может отдохнуть, так как идёт дождь.
, v2 l5 L, \# Y' V1 ~1 I 由于下雨,生产队今天可以休息了。
: M! g# |' @# y$ h1 y У меня есть время, и я могу вам помочь.我有时间,我可以帮助您。, w* y+ w+ e, _# R& Y0 ?2 y. n& q( |
4.有(没有)可能发生的事,
6 a$ s- M6 {3 w5 P& Z4 _ 例如:! s- X' D$ }7 F5 `5 x3 x
Может пойти дождь.可能要下雨。
. M& _' f" A: P2 L. z0 t1 T- F Телеграмма может прийти в любую минуту.电报随时可能来。2 [! d& H) D _
Почтальон может не застать меня дома.邮递员可能赶不上我在家。3 u h1 }1 @( \2 l# U, d) D
5.被(不被)许可、准(不准)许做某事,* y( `3 |1 a0 @4 X9 ]6 t- a
例如:; x, K4 q" H H9 z2 l6 A, H
Мать сказала, что мы можем остаться здесь еще на день.母亲说我们可以在这里再呆一天。
8 P- n4 i% s( p. X ? p Ребёнок не может читать при таком слабом свете.小孩子不能在这么微弱的光线下看书。+ y3 F2 T, m% l5 m( Z" A
Урок окончен, вы можете идти.课结束了,你们可以走了。
. P9 X/ C) j+ @" R# Q8 U$ k; z II.уметь可以表示:
. v& @& ^ j) G$ K4 e$ ] 1.因有(没有)知识、熟巧和天才而会(不会)做某事,
3 z: T1 Z3 t- ] 例如:
+ J8 c) J9 `) T Этот пастух умеет подражать пению птиц.这个牧童会模仿鸟叫。* X* Q" H7 s; P9 C
Рассказывать он не умел и не любил.他不会也不喜欢讲故事。: `) n8 C/ `% ]: A8 E9 ~
Вы умеете обращаться с магнитофоном?您会使用磁带录音机吗?
d* j- ^# m5 U) { 2.有(没有)能力如何做某事,
9 c& b. H( ]( _. t6 k 例如:( c* F1 Z9 X3 X5 s) F, S+ w
Владимир умеет хорошо организовать работу.弗拉基米尔善于把工作组织得很好。
$ T+ B1 Y7 b: d) S& k# Y Иванов не умеет притворяться.伊万诺夫不会装假。$ R* p8 X: X3 c
Студенты-первокурсники часто не умеют внимательно слушать лекции.一年级大学生往往不会专心听课。
% h/ o' n- T4 m _ 在有些情况下,这两个动词的意义非常相近,可以互相替换,而意义不变,
% n& Z5 Y& s5 v5 L2 E 例如:
; z. G8 m" [3 o7 O' U) B Кто может планировать свое время, тот многое успевает сде-лать.谁能安排自己的时间,谁就来得及做许多事情。; ?- Y) J8 ~+ n
(试比较:" A' r# F. U0 p9 b7 }
Кто умеет планировать свое время, тот многое успевает сделать.)2 J; e, X) p3 Z4 ]& k5 z: |
Умел судить о том, как государство богатеет. . .会判断国家如何富裕……
_4 Q6 Q: x' U6 G m5 T4 K; P (试比较:5 a1 |( \. `! V( t6 U
Мог судить о том, как государство бога-теет. . .)* m3 z' O/ z' M4 `) F, u6 L
在有的情况下,两个动词不能相互代换,否则会改变话语的意思,
1 x4 _8 Z* l$ p8 ? 例如:" x% R* b3 M6 ]
1)Я не могу петь.我不能唱歌。2 ?8 a2 k0 b0 [0 R
Я не умею петь.我不会唱歌。
+ h% d# } b, ` 2)Учащиеся девятого класса умеют пользоваться логарифми-ческими линейками при решении задач.九年级学生在解算题时会用计算尺。(表示有此能力)$ [* V9 i" n6 K4 F4 ^! N
Учащиеся девятого класса могут пользоваться логарифмичес-кими линейками при решении задач.九年级学生在解算题时可以用计算尺。(表示准许使用)
1 x; Z/ h. X. x4 J2 s- n9 M e2 C% R 二、выйти — сойти
8 A( B- N1 I: O- {. Z 汉语中的“我在下一站下车”,俄语中是说Схожу на следующей ос-тановке还是Выхожу на следующей остановке? |